Родной Королев


На главную

Болшевым владеет Щелкалов В.Я.

Итак, мы продолжаем прослеживать цепочку Королевских древностей:
1)каменный век, кремниевое орудие из Болшева-3, 5 тысяч лет до н.э.
2)Максимковское селище, находки VIII-VII в.в. до н.э. - первых веков н.э. - т.е. железного века — сосуды, украшения шаманов и др.
3)Болшевское городище - VIII-XIV в.в. уже нашей эры. Существование Волока. Раскопки Гендуне, Криштофович. Находки — украшения, посуда, тесьма.
4)Времена нашествия Орды — монеты, нательный крест вр. Ивана III.
5)Теперь очередь за следующими древностями.Здесь уже нам помогут писцовые книги 1584 года и записи Троице-Сергиевой Лавры.

Письменность древних славян А почему же до 1584 года нет никаких записей про наш край? Ведь официально письменность была на Руси с 988 года (с принятием христианства), а неофициально — и ранее, просто писали тогда резами — черточками, а не буквами, вырезали их на дереве и в каждой местности - на свой лад. Возможно, они просто не сохранились или их не смогли расшифровать. На рисунке - пример такого письма и попытки его расшифровки.

По одной из версий впервые описание Болшева и его земель обнаружили в писцовой книге «Т.А. Хлопова со товарищи» 1584-1586 г г. (будущий царь Борис Годунов приказал провести перепись земель и их владельцев для уточнения меры податей. В то время он еще не был «законным», назначенным царем). Писцовая книга Московской губернии выглядела примерно так:(посмотреть) Читаем с сайта poisklegend.ru: «Книги писцовые и переписные (сведения из энциклопедии Брокгауза-Ефрона) - Так называются правительственные документы XV-XVII вв., служившие основанием для податного обложения. Первые известные нам переписи составлены были татарами в XIII веке, для сбора с населения татарской дани. Когда сбор дани перешел от ханских чиновников к княжеским, князья, от времени до времени, посылали своих "писцов" и "данщиков" переписывать старых и вновь поселенных плательщиков, для обложения их данью. Сами книги, составлявшиеся писцами, носили в то время название "данских" книг.»

Что же мы можем узнать из писцовых книг?

В 1584 году село Болшево принадлежало дьяку Василию Яковлевичу Щелкалову, младшему брату А.Я.Щелкалова - члена правительства периода опричнины и царствования Федора Ивановича. (А по другой версии - принадлежало Большеву, ) До этого Болшево "было в поместье за дьяки за Никитою за Щелепиным да за Вторым за Федоровым".

О Щелкалове же упоминается и в записях Троице-Сергиевой Лавры. Щелкалов был похоронен в Лавре, а все сведения о погребенных в ней обязательно записывались. На основании этих погребальных записей был сделан список от основания Лавры до 1880 года. По алфавитному указателю этого списка-книги нашли первых владельцев сел Болшева и Костино — Щелкалова, Шереметевых, Одоевских. А Большевых в этих книгах не было,т.к. похоронены они были не в Лавре.

Так кто же были такие Щелкаловы? Жили-были два брата Щелкаловы — Андрей Яковлевич - старший и Василий Яковлевич - младший (будущий владелец Болшева и Костино). Андрей был старше Василия лет на десять. Они были не родовиты и не знатны. Их отец был дьяк Яков Семенович Щелкалов, простой и никому не известный человек. Кто такой дьяк? Дьяк — это чиновник, гражданский служащий, делопроизводитель, «белый воротничок». Дьяком мог стать выходец из любого сословия. Дьяки были не только при церкви, но и при разных российских ведомствах — земских, городских, даже государевых. Думные дьяки ведали делопроизводством Боярской думы. Но отец Щелкалов был простым дьяком (есть сведения, что одно время он служил сторожем во дворце, одно время был священником).

Старший сын Андрей Яковлевич Щелкалов- здесь подробно описана вся его звездная карьера и взаимоотношения с Иваном Грозным. "Щелкалов А.Я. имел действительно громадное влияние на ход государственных дел. Рассматривая представления отдельных приказов по всем отраслям законодательства, он, как докладчик государевой думы, уже этим одним мог оказывать значительное влияние на все дела. Но он, кроме того, имел отношение к Разрядному приказу, был казначеем, управлял Нижегородской Четвертью и, кажется, Казанским дворцом, наконец, в течение не менее четверти века стоял во главе Посольского приказа, следовательно, руководил всеми внешними сношениями, которые в царствование Иоанна были чрезвычайно оживленными. Помимо этого, пользуясь личным доверием государя и ежедневно видясь и работая с ним, он распространял свое влияние далеко за пределы своей прямой деятельности. Без его думы не происходило решительно ничего важного в государстве."(цитата с http://dic.academic.ru). посмотреть картину А.С.Янова Приказ в Москве

Теперь непосредственно о Василии Яковлевиче Щелкалове (?-1610 г.). Василий несколько уступал своими дарованиями брату. Начал свою службу подьячим (младшим делопроизводителем), затем был дьяком в Стрелецком приказе. Что такое приказы? Приказы — это предшественники будущих министерств. Появились приказы так: государь поручал (приказывал) кому-то из бояр выполнять определенный круг обязанностей, связанный с обеспечением функционирования различных сторон жизни государства. Естественно, что у таких исполнителей поручений появлялись помощники, которые объединялись в какое-то постоянно действующее место, «избу». Постепенно утвердилось и название этого своеобразного административного органа — приказ. Подробнее о приказах читайте тут.

Приказ, в котором служил Василий Щелкалов сначала, — Стрелецкий приказ — как ясно из названия, занимался всеми вопросами, связанными со стрельцами.(Стрельцы поражали врагов вовсе не стрелами из лука, а вот такими пищалями, похожими на мушкеты. (посмотреть) Стрельцов можно назвать русскими мушкетерами. В 1566 году Василий Щелкалов участвовал в собраниях Земского собора.Земской собор — это государственный совет. (Подробнее о земских соборах - здесь.) В следующем году ездил с послами Ивана Грозного к Сигизмунду (польскому королю) для заключения мирного договора; потом управлял Посольским приказом, Стрелецким приказом и Разрядной избой; наконец, был печатником (хранителем государственных печатей), одновременно управляя и Посольским приказом.

пройти по залам Третьяковской галереи

Владения В.Я. Щелкалова состояли из села с церковью Козьмы и Дамиана (первое упоминание о церкви в селе Болшево относится к 1585 году, тогда она была деревянная), деревень "Комаровка на р. Клязьме, Копани, Костино, Усада Посово тож, Савинское а Мелехова толе", пяти пустошей ("Бобровки, Селезенева, Городище на р. Клязьме, Лошакова пустошь, что была деревня Истомы Пурышева на р. Клязьме"). Всего в вотчине имелось 17 дворов. К сожалению, в описании не сказано, как эти дворы распределялись между селениями, поэтому о размерах села можно сказать, что в нем было не более 12 крестьянских дворов. Жизнь крестьян, конечно, отличалась от жизни их помещика. Она была далеко не такой насыщенной и яркой. Днем они трудились, а вечера коротали за домашними делами и такими вот разговорами (см.картину).



Картина В.Максимова Бабушкины сказки нахо-
дится в Третьяковской галерее в комнате №4.
Здесь можно совершить виртуальную
экскурсию по Третьяковской галерее.

В.Я.Щелкалов участвовал почти во всех приемах послов и переговорах с ними, играя чаще всего при брате подчиненную роль, но иногда действуя и самостоятельно. Оба брата Щелкаловы первые из московских дьяков получили звание «думных», т.е. были причислены к боярской аристократии. В 1601 году Василий подвергся опале "за самовольство", за что был лишен всех своих владений и привилегий, постригся в монахи в Троице-Сергиевую Лавру с именем Вассиан. Значит, Болшево и Костино были не чьими-то родовыми имениями, а жаловались царем, им же и отнимались.

Вместе со смертью Василия Щелкаловы сходят с исторической сцены. Его сын уже не играл никакой роли.Прочесть еще о В.Я.Щелкалове можно на сайте Википедии. После Щелкалова в 1610-1611 г. с. Болшево было отдано боярину Федору Ивановичу Шереметьеву.

blog comments powered by Disqus
WWW.RODNOYKOROLEV.RU При копировании материала активная гиперссылка на сайт обязательна.2010-2011.
Rambler's Top100
Hosted by uCoz